Снегоходный спорт: тренды и инновации
Когда некоторые инновационные решения представляют на суд публики, иногда складывается ощущение, что эти идеи долгое время словно витали в воздухе. Как, например, одна из последних разработок бренда Ski-Doo – прогрессивная платформа REV. Как только райдеры получили возможность испытать ее в действии, у них сразу возник вопрос: как же они ездили до этого? До появления платформы REV от Ски-Ду, райдерам приходилось искусственно менять свою посадку в сидении – продвигаться вперед, таким образом, добиваясь большего давления на лыжи - в результате, они достигали лучшей маневренности при вхождении в поворот. Вскоре, на производителей снегоходов снизошло «озарение» - они пересмотрели дизайн саней, и в 2002 году этот «прорыв» кардинально изменил наш стиль управления снегоходом.
Можно сказать, что данное решение стало наиболее заметным в снегоходном спорте с момента выхода скользящей задней подвески Arctic Cat. Разработчики совершили настоящий прорыв, обеспечили водителей большим комфортом в поездке, породили целый шквал инноваций в дизайне подвески и появление целого ряда подобных концепций.
Ski-Doo установили новый тренд, выпустив свою прогрессивную платформу REV. Они разработали варианты как для спортивных, так и для утилитарных моделей.
Еще в середине 70-х годов прошлого века дизайн подвески претерпел серьезные изменения, когда специалисты Polaris добавили независимое переднее направляющее устройство задней подвески в их сани RXL Sno Pro, тем самым бросив вызов своим конкурентам.
Разумеется, переход с листовой рессоры на независимую переднюю направляющую в подвеске IFS у Polaris стал не единственной инновацией. В Yamaha, например, попробовали применить телескопическую стойку, позаимствовав идею собственных инженерных разработок для мотоциклов. Производители снегоходов Ski-Doo, в свою очередь, попробовали различные варианты дизайна, включая телескопическую подвеску с длинным ходом, которая сохранилась и в современных моделях снегоходов Ски-Ду Tundra и Skandic 2016 года. Arctic Cat решили двигаться в другом направлении, разработав A-образный рычаг подвески, который лег в основу их подвески Arctic Wishbone Suspension (AWS). Следует отметить, что практически все современные снегоходы оснащены платформой «райд-форвард» (с посадкой водителя ближе к носу снегохода), скользящей задней подвеской и передней подвеской с A-образными рычагами.
Современные снегоходы Yamaha оснащены передней подвеской с A-образными рычагами, несмотря на то, что именно этот бренд первым вывел на рынок подвеску с телескопической стойкой. Ее и сейчас применяют в некоторых утилитарных моделях снегоходов Ски-Ду, таких как Tundra и Skandic.
Процесс внедрения инноваций может начаться медленно, но как только новые разработки доказывают свою актуальность, они поступают в массовое производство. Этот процесс можно наблюдать и сегодня, если обратить внимание на некоторые свежие разработки, которые еще не успели стать мейнстимом.
Ямахе необходимо было убедить райдеров в том, что их сани могут быть легкими и подвижными, поэтому они внедрили электроусилитель рулевого управления (EPS) в модели Apex, Vector и Venture. Таким образом, претензии касательно тяжелого рулевого управления остались в прошлом. Но, учитывая, что система EPS предварительно получила положительные отзывы от поклонников вездеходного спорта, оснащение такой системой снегоходов Yamaha нельзя назвать рискованным шагом. И до сих пор лишь бренд Yamaha предлагает своим поклонникам сани с системой EPS, хотя другие бренды также разработали системы усиления рулевого управления.
Другой инновацией, которая кажется вполне логичной и может побороться за звание настоящего большого прорыва может стать антиблокировочная тормозная система. Тормозная система TrailTrac от Hayes - это электронная тормозная система, разработанная специально для спортивных снегоходов и представленная на мероприятии HayDays в 2013 году. Несмотря на основательность идеи, система TrailTrac еще не заняла свою постоянную нишу как обособленное дополнение снегохода. Если бы одна из компаний-производителей спортивных снегоходов ввела данную систему в число стандартных комплектующих своих моделей, это, несомненно, стало бы серьезным толчком в развитии TrailTrac. В целом, эту идею нельзя считать такой уж «притянутой за уши», ведь Hayes уже поставляют свои системы гидравлических тормозов для Arctic Cat, Yamaha и Polaris – единственное, пока что это не система TrailTrac. Разумеется, система TrailTrac – более дорогостоящая, но ведь все производители снегоходов предлагают своим поклонникам уникальные «сезонные серии» и нестандартные премиальные пакеты.
Рисунок этих саней в стиле “Безумного Макса” на самом деле концептуальный чертеж компании BRP, сделанный в 2008 году. Он показывает, как лыжно-гусеничный комплекс может быть использован в качестве части общей системы торможения снегохода и может дополнить традиционную систему торможения задней гусеничной ленты.
Конечно, может случиться так, что система Hayes, розничная цена которой составляет около 1000 долларов США, утратит свою актуальность, если появятся другие интересные идеи того, как усовершенствовать тормозную систему лыж снегохода.
Следует признать, что немногие поклонники зимнего спорта думали о том, что вскоре регулируемые лыжи для снегохода станут реальностью. При этом инженеры BRP, тщательно изучив дизайн снегоходов Ski-Doo, сумели достичь «просветления» в нужный момент.
Несмотря на то, что новые лыжи снегохода Ски-Ду еще не проверены временем, многие уже пытаются сымитировать эту разработку. К тому же, не стоит полагать, что попытка улучшить управляемость посредством настраиваемых лыж – единственное изменение передней части снегохода, которое ждет нас в ближайшем будущем.
В 1997 году Грегори Хоффман запатентовал тормозную систему для снегоходов, в которой части центральных частей лыж выдвигались при помощи гидропривода, и таким образом происходило торможение.
А что если добавить тормозной механизм на лыжах - еще два тормозных элемента в дополнение к гусенице? В 1997 году Грегори Хоффман запатентовал тормозную систему для снегоходов, в которой части центральных частей лыж выдвигались при помощи гидропривода, и таким образом происходило торможение. Конечно, учитывая, что речь идет о патенте конца 1990-х годов, понятно, что в основе разработок стояли идеи дальнейшего использования лыж с листовой рессорой, а не современных, с использованием IFS.
Двумя годами ранее, Роберт Л. Мартин запатентовал тормозную систему, в которой специальные тормозные шпоры располагалась в задней части лыж. При активации этого устройства, шпоры опускались глубоко в снег и обеспечивали торможение. Обе шпоры опускались одновременно, поэтому торможение происходило сбалансировано, и водитель не ощущал потери контроля над управлением. Как можно увидеть из рисунка, прикрепленного к заявке на патент, такой дизайн был ориентирован на лыжи с телескопической подвеской.
Роберт Л. Мартин разработал тормозную систему, при которой специальные шпоры, расположенные на задних концах лыж, опускались в снег, и таким образом происходило торможение снегохода.
Множество разработок были нацелены на усиление и усовершенствование тормозной системы снегохода. Из инновационных идей последнего времени особого внимания заслуживает та, что была запатентована в декабре 2014 и опубликована в апреле текущего года от лица Bombardier Recreational Products, и носит название «Передняя гусеничная цепь для снегоходов». (“Front Track Assembly for a Snowmobile.”)
Идея использования лыж в тормозном комплексе не нова, но инженеры BRP сделали большой шаг вперед в своих разработках, дополнив лыжи снегохода свободно вращающимися гусеницами с колесным механизмом.
Можно сказать, что инженеры Ski-Doo предложили по-настоящему креативную идею, основой которой послужили разработки 2012 года.
Идея состоит в том, чтобы дополнить лыжи снегохода передним гусеничным комплексом, соединенным с траком, для обеспечения лучшей управляемости и торможения.
Основная мысль состоит в том, что процесс торможения снегохода может быть усовершенствован, если сделать его лыжи частью тормозного комплекса. В сопроводительной записке к заявке на патент говорилось: “…во время процесса торможения часть веса снегохода перемещается с его задней части на переднюю - на лыжи. Однако лыжи не усиливают процесс торможения, напротив, они замедляют его под действием дополнительного веса, ведь лыжи снегохода разработаны таким образом, чтобы скользить по поверхности снега, обеспечивая наименьшее трение. Учитывая это, некоторые модели снегоходов можно было бы дополнить тормозными элементами, расположенными и в передней части”.
На данном рисунке можно более детально рассмотреть разработку BRP – гусеницы, встроенные в лыжи. Данная система совместно с гусеницей, расположенной сзади, обеспечивает лучшее управление и торможение снегохода.
По сути, данная разработка представляет собой встроенные в лыжи гусеницы, свободно вращающиеся с помощью колесного механизма. Останавливаться она будет при помощи системы барабанного тормоза.
Идея присоединения лыж снегохода к общей тормозной системе не нова, но инженеры BRP представили свежий взгляд на этот процесс.
Несмотря на то, что эта идея пока не получила воплощения в производстве, она показывает, что компании – лидеры по производству снегоходов поощряют инновационные идеи своих разработчиков.