Polaris или Ski-Doo
Кто кого в мире снегоходного спорта? Противостояние, которое разворачивается в этой сфере, может дать фору самому остросюжетному телешоу. Итак, с уверенностью можно выделить четырех основных участников, из которых BRP/Ski-Doo и Polaris уже готовы скрестить свои шпаги…или лыжи. Arctic Cat, несомненно, производит достойную продукцию, но все же на данный момент занимает четвертое место по объему продаж, поэтому не может так же отчаянно противостоять остальным лидерам индустрии. Конечно, нельзя ни вспомнить о Yamaha, но, несмотря на то, что годовой доход этой компании троекратно превышает доходы как Polaris, так и BRP/Ski-Doo, доля, которая приходится отдельно на снегоходы, уступает американцам и канадцам в сравнении.
Итак, из вышеперечисленных четырех брендов, именно Polaris и Ski-Doo сражаются между собой за пальму первенства в большинстве сегментов. Ски-Ду по праву считается компанией №1 на мировом рынке, в то время как Polaris вырывается вперед в таких популярных сегментах, как рынок горных снегоходов и гоночных моделей типа Indy. Обе компании отличаются новаторскими идеями, но Ski-Doo все же остается лидером в вопросе запатентованных креативных решений.
Polaris прочно заняли нишу бюджетных моделей снегоходов со своей линейкой Indy, включая такие сани, как 550 Adventure.
В первую очередь, именно специалистов BRP нужно благодарить за технологию прямого впрыска топлива, разработанную для двухтактных Evinrude и двухтактных Rotax. Но и это еще не все. BRP/Ski-Doo и их группа разработчиков двигателя Rotax создали высокоэкономичный и продвинутый четырехтактный двигатель ACE, который производит меньше вредных выбросов и более экономично расходует топливо. Затем, следует особо отметить разработку платформы REV, благодаря которой райдер смог занять гораздо более удобную для вождения позицию -переместился с задней оси снегохода к его носовой части – положение «райдер-форвард». Это нововведение произвело революцию в мире дизайна снегоходов, его влияние прослеживается и в модельном ряде 2016 года, достаточно взглянуть на Polaris AXYS или дизайн ProCross от Arctic Cat. Также, специалисты Ски-Ду серьезно поработали над улучшением контроля управления машиной.
С другой стороны, Polaris внесли изменения в свои двухтактные двигатели Cleanfire, дабы потеснить двухтактные Rotax E-TEC от Ски-Ду. Что касается инноваций в области четырехтактных двигателей – здесь Polaris пока нечего предложить. Зато, эта компания, выпустив серию Инди, самостоятельно сформировала для себя отдельную нишу – бюджетные модели снегоходов, которые, к слову, отлично продаются. Кто бы мог подумать, что сани, собранные на базе двухтактных 550-кубовых двигателей с воздушным охлаждением и базовых линий двухтактных двухцилиндровых 600-кубовых и 800-кубовых двигателей станут такими популярными? Да, линейка Indy, пожалуй, может выступать в качестве отдельного бренда, раз уж в ней представлены бюджетные спортивные, туристические, утилитарные модели, к тому же все они отличаются достойной эргономикой и возможностью более «дорогой» комплектации.
Бренду Polaris нечего противопоставить Ski-Doo на рынке моделей с четырехтактными двигателями. Поэтому спортивные снегоходы Ски-Ду, оснащенные двигателями ACE и 4-TEC, продолжают лидировать в своем сегменте.
Ожесточенная борьба за первенство развернулась между Ski-Doo и Polaris в сегменте горных саней - здесь лидеры индустрии попеременно обгоняют друг друга на крутых виражах. Сначала сани Polaris Pro-RMK прекрасно зарекомендовали себя. Любители езды по глубокому снегу оценили их маневренность и быструю реакцию на команды. Вскоре, Ski-Doo удивили всех любителей зимнего спорта, представив свою новинку – модель Summit T3 174 с самой длинной гусеницей в стандартной комплектации (174 дюйма – 4419 мм), и без труда затмили Polaris. Чтобы не отставать от Ски-ду, Полярис пришлось поработать над модельным рядом 2016 года – дополнить его более мощной и при этом более легковесной моделью саней.
Все же, на данный момент бренд Ski-Doo занимает первое место в мире снегоходного спорта - Polaris же пока на почетном втором, но эти две компании во многом схожи. Обе они стояли у истоков индустрии – стали настоящими пионерами. Основатели Полярис – Дэвид Джонсон и братья Эдгар и Алан Хиттен начали с того, что в середине 1950-х начали продавать мощные индустриальные сани, подходящие для любого типа снега. А к 1959 году основатель Ski-Doo – Жозеф-Арман Бомбардье создал на основе своих проворных саней Ски-Ду с деревянными лыжами модели снегоходов для активного отдыха. Обе компании начинали свой путь в небольших городках: Ski-Doo в Валькурте, штате Квебек (Канада), а Polaris в Розо, штат Миннесота (США).
На выставке винтажных моделей снегоходов можно увидеть первые разработки бренда Ski-Doo.
Давайте теперь перенесемся на пол века вперед и увидим, что обе эти компании из маленьких городков разрослись до размеров известнейших мировых корпораций, ежегодно приносят миллиарды долларов дохода и обеспечивают рабочими местами людей по всему миру. Согласно последним финансовым отчетам, годовой объем продаж Polaris составил 4.48 миллиарда долларов США, что приближает компанию к цели, установленной на 2020 год - 8 миллиардов долларов США.
BRP/Ski-Doo в свою очередь сообщили, что их годовой объем составил 3 миллиарда долларов США, а также, что они прогнозируют дальнейший рост продаж и прибыли. На сегодняшний день, штат компании BRP по всему миру насчитывает 7,100 человек. Компания с уверенностью заявляет, что бренды Ski-Doo и Sea-Doo занимают лидирующие позиции в своих сегментах мирового рынка.
Противостояние Polaris и Ski-Doo продолжается вот уже 50 лет. Доказательство тому – эти сани Polaris Colt 1970 года.
История развития индустрии снегоходного спорта всегда зависела от погодных изменений. Количество выпавшего снега (или его недостаток) поднимали продажи вверх или же опускали вниз. За время существования компании Polaris более 100 брендов снегоходов стремительно появлялись на рынке и затем так же внезапно исчезали. Несменными игроками оставались лишь Polaris, Ski-Doo, Arctic Cat и Yamaha. Пик продаж снегоходов наступил в 1971 году, когда в общей сложности было выпущено около 495,000 экземпляров. Затем продажи саней начали замедляться и падать, и в 1983 году достигли своей самой низкой отметки в 87,000 экземпляров. В период между 1984 и 1997 индустрия несколько оправилась, дошла до отметки в 260,000 экземпляров в год, а затем, в сезоне 2012 года, вновь потерпела серьезное поражение. В последние годы по-настоящему снежные зимы вернулись, а значит, нас ожидает очередной взлет продаж - в 2014 году, например, было продано порядка 141,000 экземпляров.
Компания Polaris сообщила, что благодаря рано выпавшим осадкам и более холодной погоде в Северной Америке их продажи в этом регионе выросли на семь процентов. Несмотря на взлет продаж в Северной Америке, в Скандинавии и России продажи обвалились на 28 процентов по сравнению с прошлым годом. В Полярис считают, что такой упадок связан с текущей экономической ситуацией в регионе.
Прогрессивная платформа REV от бренда Ски-Ду и их концепция «райдер-форвард» оказали сильное влияние на индустрию и побудили Полярис к ответным действиям.
Как мы видим, обе компании - Polaris и BRP составляют друг другу достойную конкуренцию и не дают расслабляться вот уже больше половины века. Опираясь на свой богатый опыт, им удалось добиться мирового господства в своей индустрии, но и сегодня эти гиганты продолжают уверенно двигаться вверх к покорению новых вершин. Здоровая конкуренция побуждает их беспрестанно работать над качеством выпускаемой продукции и поражать потребителей своими новаторскими идеями. А нам, потребителям, остается лишь наслаждаться ими!