Снегоходы: 50 лет назад и сейчас
Снегоходный спорт постоянно развивается. Возможно, уже и не с такой скоростью как на начальном этапе, когда на рынке соревновались 20-30 конкурирующих компаний, и каждая из них хотела выделиться. Точнее говоря, догнать лидера индустрии – канадский бренд Ski-Doo, и достичь такого же успеха.
Пятьдесят лет спустя на рынке осталось четыре серьезных игрока, которые ведут постоянную борьбу за внимание потребителей, бесконечно предлагая им инновационные решения. Коллекционеры винтажных снегоходов знают, как далеко за это время продвинулись производители в своих разработках… но поверьте, это еще не предел!
На заре развития снегоходной индустрии аналитики предсказывали, что продажи саней будут держаться на уровне миллиона экземпляров в год, однако, практика показала, что такие прогнозы оказались слишком оптимистичны. На сегодняшний день производители были бы счастливы, если бы им удалось добиться хотя бы четверти таких показателей. В прошлом году мировые продажи достигли отметки в 150 713 экземпляров.
Неизменным остается лишь то, что снегоходный спорт привлекает одно поколение за другим
Пятьдесят лет назад мечта о том, чтобы владеть хотя бы 10 процентами индустрии, которая продает по миллиону экземпляров в год, оправдывала все затраты на развитие собственного бренда и разработку моделей, способных затмить конкурентов. Самые решительно-настроенные компании бросали силы на развитие сегмента гоночных снегоходов. Несмотря на то, что большинство моделей приобреталось любителями поездок по бездорожью, концепция «гоночных технологий» неизменно привлекала внимание. Такие названия, как TNT и Blizzard вызывали больший интерес, чем Trailblazer и ему подобные.
Развитие снегоходного спорта характеризовалось новыми решениями. Первая подвеска с рельсовыми направляющими, разработанная Arctic Cat, не только обеспечивала более плавную поездку, но также, могла использоваться для участия в гонках. Была ли гусеница с тройным ремнем, скрепленным планкой в форме креста на всю ширину чем-то лучше, чем аналогичная, но скрепленная планкой размером три четверти? Споры на эту тему продолжались пару десятилетий, пока производители не пришли к выводу, что оптимальным решением станет гусеница с одним ремнем, выполненным из резины. Пока все компании не перешли на эту систему, эта тема оставалась животрепещущей среди поклонников Ski-Doo, Polaris и Arctic Cat. Скорее всего, она до сих пор стоит на повестке дня в клубах любителей винтажных снегоходов.
В 1960-х производители снегоходов видели своим основным конкурентом бренд Ski-Doo. Всем хотелось «урвать кусочек» индустрии, которой прогнозировали продажи в миллион экземпляров в год
Все это уже история. В реальности споры по поводу гусеницы завершились компромиссом. Любители поездок по равнинам, может, и не используют гусеницы со стальными планками, зато выбирают резиновые шипованные модели. Любители же поездок по рыхлому снегу (паудер-райдинг) выбирают специально разработанные для этих целей гусеницы, которые бывают оснащены грунтозацепами до трех дюймов – они прекрасно справляются с таким видом снега и незаменимы в поездке по неизведанной местности. Так что в этом споре нет победителей и проигравших, просто на рынке появились модели, способные удовлетворить любителей разных стилей вождения.
Несмотря на то, что многие райдеры считают, что развитие индустрии в последние 20 лет происходит чрезвычайно медленно, на самом деле, это не так. Напротив, достижения разработчиков впечатляют. Не говоря уже о том, что все мы видим, как радикально изменились снегоходы с момента их первого появления. Конечно, в современном снегоходе все еще можно увидеть стандартный тоннель или платформу, место крепежа рычагов имеет передний уклон, спереди располагаются две лыжи, двигатели оснащены вариатором CVT. Привод все еще располагается в передней части, а не в задней, как это было у ранних моделей Polaris Sno-Traveller. За все это можно поблагодарить бренд Ski-Doo, хотя предвестником современного строения снегохода можно назвать оригинальную модель Eliason Power Toboggan 1924.
Хотя со времен Eliason Power Tobbogan индустрия совершила серьезный скачок в развитии, именно эта модель стала предвестником строения современного снегохода
Когда с общей конфигурацией все стало ясно, производители переключились на развитие других элементов саней. Настоящей революцией стала платформа Ski-Doo REV, она полностью изменила наш взгляд на взаимодействие райдера и машины. В модельном ряду 2016 года вы едва ли сможете найти снегоход с предыдущим вариантом посадки: когда водитель сидел на низком сидении, расположенном практически на задней оси, а его ноги были вытянуты вперед. Платформа REV «пересадила» райдера выше и ближе к носу машины, благодаря этому ему стало проще подстраиваться под изменения трассы. Поклонники горных моделей тоже оценили инновацию, теперь, в случае резкого съезда со склона, они смогли быстро вставать с сидения или занимать более подходящую позицию.
Конечно, прогресс не мог не отразиться на весе снегоходов – они стали гораздо тяжелее. Согласно современным стандартам, Polaris 800 Pro-RMK 155 со своими 408 фунтами считается легковесной моделью и весит меньше, чем, например, Polaris 155 Indy с системой воздушного охлаждения двигателя (422 фунта) или Ski-Doo MXZ Sport (420 фунтов). Разумеется, эти показатели не идут ни в какое сравнение с базовой моделью Ski-Doo Olimpique 1965 года, чей вес составлял лишь 250 фунтов!
Закон о снижении уровня шума, производимого снегоходом, практически подписал приговор моделям с двигателями с воздушным охлаждением
Почему же это произошло? В 1970-х правительство США приняло закон о снижении уровня шума, производимого снегоходом, что повлекло определенные изменения в конструкции моделей. Выхлопные трубы стали больше и тяжелее, под капотом разместили звукопоглощающие материалы, появились воздухосборники с перегородками и другие детали. Таким образом, вес машин значительно увеличился.
Необходимость снижения уровня шума привела к появлению двигателей с системой жидкого охлаждения, которые сегодня можно увидеть практически на всех моделях сезона 2016, исключением служат лишь некоторые, оснащенные системой воздушного охлаждения.
Старые атмосферные двигатели выглядели намного проще, чем то, что скрывается под капотом современной Yamaha
С появлением «тихих» двигателей развитие индустрии не остановилось: сначала появились двухтактные модели, за ними – четырехтактные. Система электронного впрыска топлива заменила старые капризные карбюраторы. В результате, новое поколение двигателей сделало снегоходный спорт более легким и приятным для райдера. Двигатели не только стали тише, они, к тому же, стали более надежными и экономичными. Не обошлось и без появления новых технологий. Ski-Doo удалось доказать, что их двухтактный Rotax может быть практически таким же экологичным и экономичным, как и четырехтактные модели – все благодаря технологии E-TEC. Например, Rotax 600 ACE расходует всего лишь галлон топлива на 30 миль.
После изменения положения райдера на снегоходе, ведущие производители решили в целом пересмотреть систему управления снегоходом. Это привело к появлению новой подвески rMotion от Ski-Doo. Работа специалистов Polaris привела к появлению Pro Ride, Arctic Cat ответили разработкой Slide-Action, а Yamaha перешла от версии Mono Shock к текущей Single Shot. Подвеска отвечает за комфорт и уверенность в управлении. За несколько десятилетий производители снегоходов прошли долгий путь от стальных лыж с листовой рессорой до длинноходной подвески со сдвоенными А-образными рычагами.
Разработчики продолжают вносить изменения в дизайн подвески, но едва ли они вернутся к телескопической стойке, столь любимой Yamaha в 1980-е. Независимая подвеска на сдвоенных А-образных рычагах останется с нами надолго.
В течение более чем пятьдесяти лет индустрия снегоходного спорта постоянно развивалась. Иногда может показаться, что изменения происходят уж слишком медленно, однако, если обратить свой взор к таким винтажным моделям, как Ski-Doo Olimpique 1965 и сравнить их с моделями нового сезона, становится понятно, как далеко продвинулись технологии. То ли еще будет!